Управление взаиморасчётами с контрагентами в программе 1С:Бухгалтерия предприятия, ред. 3.0

Управление взаиморасчётами с контрагентами в программе 1С:Бухгалтерия предприятия, ред. 3.0

1239
Настройка 1С
Автор: Линия консультации

Сегодня мы поговорим о механизме формирования и погашения задолженности при расчётах с контрагентами в программе 1С: Бухгалтерия, а также о инструментах управления взаиморасчётами.

Задолженность по расчётам с контрагентами в программе хранится в разрезе следующих аналитик:

  • Счёт учёта расчётов;

  • Контрагент;

  • Договор контрагента;

  • Документ расчётов с контрагентом (не для всех счетов учёта расчётов с контрагентами).

Наличие задолженности по расчётам определяется в разрезе контрагента, договора и счёта расчётов на дату проведения документа оплаты, документа поступления товаров, услуг или документа отгрузки товаров, услуг.

По умолчанию задолженность по расчётам погашается автоматически в хронологическом порядке, но с помощью дополнительного инструмента на форме документов оплаты (поступления или реализации) можно вручную определить режим погашения задолженности (зачёта авансов). Рассмотрим его подробнее.

Для дзен.jpg

Всего есть три возможных порядка закрытия взаиморасчётов. 
1. Автоматически. Порядок погашения взаиморасчётов по умолчанию. При проведении документа оплаты (поступления или реализации) имеющаяся на дату документа задолженность закрывается автоматически в порядке, начиная с даты возникновения задолженности. Например, на дату проведения документа оплаты имеется задолженность по двум поступлениям или реализациям на сумму 1000 руб. и 1500 руб. соответственно. Тогда при проведении документа оплаты на сумму 1500 руб. будет погашена задолженность на 1000 руб. первого поступления или реализации и на 500 руб. второго поступления или реализации. И наоборот, при наличии авансов на 1000 руб. и 1500 руб. в момент проведения документа поступления или реализации на 1500 руб. будет полностью зачтён первый аванс на 1000 руб. и зачтён второй аванс на 500 руб.

После перепроведения документов за период при закрытии месяца проводки по взаиморасчётам могут измениться, если документы оплаты или поступления\реализации по этому же контрагенту и договору вводились "задним числом".

2. По документу. Документ, по которому будет отражен взаиморасчет, определяется самостоятельно вручную пользователем. Например, на дату проведения документа оплаты на 1500 рублей имеется задолженность по двум поступлениям/реализациям на сумму 1000 рублей и 1500 рублей соответственно. Тогда при выборе в качестве документа расчетов второго документа поступления/реализации будет закрыта задолженность только по второму приобретению/отгрузке на 1500 рублей, а задолженность по первому приобретению/продаже на 1000 рублей останется. И наоборот, если на дату документа поступления/отгрузки на 1500 рублей имеется два аванса на 1000 рублей и 1500 рублей, то в случае выбора в качестве документа расчетов второй оплаты будет зачтен аванс на 1500 рублей, а аванс по более раннему документу на 1000 рублей останется.

После перепроведения документов за период при закрытии месяца проводки по взаиморасчетам не изменятся, даже если какие-то документы вводились "задним числом".

3. Не погашать (Не зачитывать). При формировании проводок по документу оплаты (поступления/реализации) не берется в расчет существующая задолженность контрагента по договору. То есть, если в документе оплаты установлен способ погашения "Не погашать", то при проведении документа в любом случае будут сформированы проводки по авансу, даже если на момент оплаты уже имеется задолженность контрагента по поступлению/реализации. И наоборот, при наличии аванса от контрагента этот аванс не будет зачтен, если в проводимом документе поступления/реализации установлен способ "Не зачитывать".

Порядок погашения задолженности всегда определяется в более позднем документе. Это означает, что при проведении оплаты программа будет анализировать имеющуюся задолженность по поступлениям/отгрузкам и закрывать эту задолженность в зависимости от способа, указанного в документе оплаты. И наоборот, при проведении поступления/реализации программа будет искать задолженность по авансам и зачитывать авансы способом, указанным в документе оплаты/реализации.

Описанный порядок действует не только при отражении документов оплаты и поступления/отгрузки, но и при проведении любых документов, формирующих проводки по взаиморасчетам.

Что делать, если в оборотно-сальдовой ведомости обнаружилась непогашенная задолженность или незачтенный аванс?

В данном случае требуется проанализировать имеющиеся документы, формирующие взаиморасчеты, и ответить на вопросы:

- Контрагент в документах совпадает?

- Договор контрагента в документах совпадает?

- Счет учета расчетов с контрагентом совпадает?

Если хотя бы на один из вопросов будет получен отрицательный ответ, необходимо либо исправить соответствующий реквизит в одном из документов, либо оформить документ "Корректировка долга".

Если указанные действия не помогли и во всех документах указан один контрагент, договор и счет учета расчетов, а взаиморасчеты все равно не закрыты, то нужно в более поздних по дате документах (во втором и последующих) проверить порядок погашения задолженности. В этих документах нужно установить порядок погашения "Автоматически" либо "По документу".

Подписывайтесь на рассылку

Ежемесячная бесплатная рассылка новостей и материалов в области бухгалтерского и налогового учета

Подписаться
  • Новости в области ведения налогового учета
  • Изменения законодательства
  • Линия консультаций. Ответы на часто возникающие вопросы
  • Советы специалистов по подготовке отчетности в программах 1С
  • Полезные мероприятия и курсы для бухгалтеров
  • Новости фирмы "1С" и многое другое

Автор: Линия консультации
Поделиться

Другие записи

Ваш регион определился как:Симферополь